Количество обучающихся с ОВЗ - 1
Ребенок-инвалид осваивает основную образовательную программу МБДОУ "Детский сад №429" по индивидуальному образовательному маршруту.
Использование специальных пособий и дидактических материалов
Средства обучения и воспитания ребенка с ОВЗ
Раздел |
Задачи |
Средства обучения |
Содержание работы воспитателей группы |
Развитие сенсорно-перцептивной сферы |
O развивать все виды восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, слухового, вкусового, обонятельного, обеспечивать полисенсорную основу обучения;
O развивать зрительное восприятие
O формировать полноценные эталонные представления о цвете, форме, величине, закреплять их в слове
|
Д/И:- «Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»,
- «Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»,
- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».
- Беседа по картинкам (части суток),
- Заучивание стихотворений,
- Беседа о временах года,
-Узнавание зашумленных, наложенных, перечеркнутых, конфликтных изображений;
- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,
- «Танграм»,
-«Чудесный мешочек"
- Настольные игры по типу бродилок.
- Домино на закрепление сенсорных эталонов. |
Содержание работы педагога - психолога |
- Пескотерапия:
- «Сделай цифру из песка»;
- «Найди клад»;
- «Напиши букву (цифру»);
- «Картина на песке» и др.
-«Рассматривание часов, движения секундной стрелки»,
Д/И:- «Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»,
- «Разложи картинки»,
- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,
- «Угадай время года по описанию (вариативность)»,
- «Скажи наоборот».
- Отгадывание загадок о временах года.
- Заучивание стихотворений,
- Беседа о временах года,
- «Назови время года». |
Содержание работы воспитателей группы |
Развитие внимания |
O Развивать произвольность внимания,
O Развивать способность к переключению внимания,
O Развивать концентрацию внимания;
O Способствовать увеличению объема внимания.
|
Д/И:- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.
- «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»,
- «Найди пару», «Найди такой же».
- «Раскрась фигуры» (как только проявляется небрежность, работа прекращается),
- «Копирование образца»,
- «Найди такой же предмет»,
- «Рисую палочки»,
- «Расставь значки» |
Содержание работы педагога – психолога |
- Обучающие игры и упражнения с «сухим» дождем.
Д/И:
- «Хитрые числа» - «Не теряй буквы»
- «Что перепутал художник»
- «Шифровка»
- «Зачеркни заданную букву»
П/И с выполнением заданных движений
- Рисование по клеточкам
Игры со счетными палочками:
- «Раз, два, три, попробуй повтори»
- выкладывание фигуры из заданного количества палочек и т.п. |
Развитие мнестической деятельности |
O Развивать память: зрительную, слуховую, кратковременную, долговременную.
O увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях.
O развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности
|
Содержание работы педагога – психолога |
- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),
- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами,
- «10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)
|
Развитие мыслительных операций |
Содержание работы воспитателей группы |
O Вызвать интерес к учебной деятельности, стимулировать познавательные процессы, повысить общую работоспособность.
O Развивать способность к анализу, обобщению, сравнению, формировать умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. |
Д/И:
-«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»,
-«Четвёртый лишний»,
«Найди отличия».
-«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»
-«Как это можно использовать?»,
- «Говори наоборот»,
-«Бывает – не бывает»,
- Загадывание загадок |
Содержание работы педагога – психолога |
O стимулировать и развивать опосредованные действия как основу наглядно-действенного мышления,
O учить способам проб, примеривания, зрительного соотнесения;
развивать способность к анализу условий наглядной проблемной ситуации, осознанию цели, осуществлению поиска вспомогательных средств;
O формировать у ребенка операции анализа, сравнения, синтеза на основе наглядно воспринимаемых признаков; |
Д/И:
«Составь рассказ по картинкам»
«Разложи картинки по порядку»
Решение проблемных ситуаций, представленных на картинках
Игры с песком и водой
Д/И:
«Построй из палочек»
«Составь целое из частей»
«Починка коврика»
«Исключение неподходящей картинки» |
O развивать антиципирующие способности
O учить умению узнавать объемные тела по разным проекциям, рассматривать их с разных сторон с целью точного узнавания,;
O Развивать наглядно-образное мышление в заданиях по узнаванию целого по фрагментам
O развивать способность к замещению и наглядному моделированию; • учить детей сравнивать предметные и сюжетные изображения, выделяя в них сходные и различные элементы и детали (2-3 элемента);
O Развивать словесно-логическое мышление:
• развивать способность понимать скрытый смыл наглядной ситуации, устанавливать простейшие аналогии на наглядном материале; • формировать умение делать простейшие умозаключения индуктивно- дедуктивного характера; • обращать внимание детей на существенные признаки предметов, учить оперировать значимыми признаки на уровне конкретно-понятийного мышления: выделять признаки различия и сходства; обобщать ряды конкретных понятий малого объема; • формировать обобщающие понятия, учить делать обобщения на основе существенных признаков, осуществлять классификацию. |
- складывания разрезной картинки из 5-6 частей и сборно-разборных игрушек
-выполнять графические изображения деталей конструкторов (с разных сторон)
Д/И: «Чья это часть»
- «Ошибка художника»
- «Найди общее»
Д/И: «Хорошо-плохо»
- «Причина-следствие»
- «Наоборот»
«Продолжи ряд»
«Исключи неподходящую картинку»
«Построй цепочку: Если – то» |
Развитие мелкой моторики |
O развивать движения кистей рук по подражанию действиям педагога;
O формировать дифференцированные движения кистями и пальцами рук: сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев;
O выполнять согласованные действия пальцами обеих рук.
O развивать умения удерживать позу пальцев и кистей рук; развивать умение сгибать и разгибать каждый палец на руке; • тренировать активные движения кистей (вращения, похлопывания); • применять игровые упражнения для расслабления мышц пальцев и кистей рук при утомлении;
O побуждать выполнять упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением; |
Содержание работы воспитателей группы |
-пальчиковые игры
-игры на обведение по контуру различных предметов, используя трафареты, линейки;
-дорисовывание недостающих частей к предложенному образцу;
-воспроизведение образца из заданных элементов( счетные палочки, палочки Кюизенера;
• раскрашивание по контуру сюжетных рисунков цветными карандашами, с учетом индивидуальных предпочтений при выборе цвета. |
Содержание работы педагога – психолога |
- Пескотерапия
- арттерапия
-графические диктанты |
Развитие психомоторной сферы |
• формировать и закреплять двигательные навыки, образность и выразительность движений, побуждать к выражению эмоциональных состояний с помощью пантомимики, жестов, к созданию игровых образов
• развивать двигательную память, предлагая выполнять двигательные цепочки из четырех-шести действий;
-развивать навыки пространственной организации движений; совершенствовать умения и навыки одновременного выполнения согласованных движений.
|
- Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет),
-физминутки, подобранные в соответствии с темой занятий;
-кинезиологические упражнения;
-релаксационные упражнения
П/И «1,2,3 – попробуй, повтори»
|
Саморегуляция, произвольность поведения |
O Развитие умения планировать деятельность, поэтапно ее осуществлять, давать о ней словесный отчет;
O Развитие саморегуляции в совместной со взрослым и в самостоятельной деятельности;
O Привлекать к анализу результатов своей деятельности. |
Содержание работы воспитателей группы и педагога-психолога |
-Н/П игры с правилами;
-М/П/И с правилами и сигналами (вербальными, невербальными);
-рефлексия в конце занятия
|
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: компьютер детский, интерактивная доска.
Предоставление обучающимся с ОВЗ специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование: не предоставляются.
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь: не нуждаются
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ "Детский сад №429" обеспечен доступ в здание инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Краевые ступени при входе в здание выделены жёлтым цветом.